Развитие речи. Советы для родителей.
Одним из основных заданий, которые родители ставят перед собой это максимально способствовать развитию речи малыша. Это совсем не вызывает никаких вопросов. Поскольку достаточный уровень устной речи дает возможность ребенку полноценно развиваться в будущем, а также общаться с ровесниками и окружающими его людьми. Система речи помогает связать полученные ранее образы, создав особую систему. Такая система становится основанием для дальнейшего процесса обучения ребенка. Новая информация как кирпичики доставляется на подготовленный ранее фундамент. С каждым годом речь все более важна и выполняет особые функции. Вся информация вокруг ребенка предоставлена в виде устной либо письменной речи: тексты книг, фильмы, телепередачи, рассказы взрослых.
Особенности развития речи
В возрасте до трех лет развитие речи для ребенка особенно важно, поскольку на этом этапе ребенок осваивает родную речь. Способность разговаривать не только формируется, она развивается особо быстрыми темпами. Если занятия, а также общение ребенка организовано правильно, с учетом возрастных особенностей и индивидуальных качеств, это способствует решению возможных проблем в развитии малыша.
Ожидания родителей
Современные родители особенно следят за развитием детей и полностью осознают то, насколько важно для малыша научиться правильно говорить. Но иногда сами родители становятся причиной замедления этого процесса. Они стараются сравнить своего ребенка и его достижения с уровнем развития сверстников. Не возникает никаких проблем, если ребенок начинает разговаривать в соответствии с возрастом и с радостью повторяет и имитирует услышанные звуки и слова. Но иногда все происходит абсолютно наоборот. Окружающие малыша люди начинают беспокоиться в том случае, если речь ребенка непонятная, нечеткая, а воспроизводимые звуки абсолютно не различимы. Более того, родители остаются с проблемой один на один, поскольку малыш в этот период не ходит в детский сад.
Уровень развития речи ребенка: как определить?
Чтобы узнать есть ли отклонения в речи вашего малыша, не стоит сравнивать его достижения с уровнем соседских детей. Намного эффективнее использовать для анализа таблицы развития речи ребенка в соответствии с возрастными нормами. Получить эту информацию несложно, она находится в открытом доступе для всех. Благодаря таким таблицам родители могут ознакомиться с основными периодами развития речи ребенка. Согласно предоставленным данным можно узнать об основных периодах формирования речи (появление гуления, лепета, начальных словах, первых фраз), о динамике в развитии пассивного словаря малыша (понимание слов без активного воспроизводства) и активного словарного запаса (понимание и использование слов в речи). Учитывая полученную информацию можно точно определить возможные изъяны в развитии, а также дефекты речи ребенка.
Следует ли специально проводить занятия для развития речи?
Не нужно быть специалистом в этой сфере, чтобы догадаться об ответе. Конечно, ребенка следует постоянно тренировать и активизировать умственную деятельность ребенка. Не все родители придерживаются такой точки зрения. Иногда можно услышать, что не стоит забивать ребенку голову, он и сам сможет «разговориться», когда время придет. Действительно, иногда так и случается. Но не лучше ли более активно подойти к решению проблемы, чем надеяться на случай. Ведь подобрав оптимальные виды занятий, вы значительно повысите шансы ребенка на успех.
Как организовать развивающее окружение?
Создав подходящие условия, родители обеспечивают оптимальную среду для развития малыша. Основное и главное задание родителей — постоянно разговаривать со своим чадом, т.к. в этот момент зарождаются первые звуки и слова благодаря способности ребенка подражать взрослым. Родители должны комментировать все действия, ситуации, с которыми сталкивается ребенок ежедневно. Например, описывайте каждый этап умывания. “Пойдем, умоем глазки и личико. Что необходимо сделать? Открыть кран. Кран требуется покрутить. Открыли и водичка течет. Теперь берем мыло. Нашли мыло. Давай потрем наши ручки с мылом. Тебе помощь нужна? Ручки намылили. Теперь необходимо мыло смыть. Нам опять нужна водичка. Смоем водичкой мыло. Переходим к личику. Чтобы искупать наше личико, набирай водички в горсть. Смой лицо водичкой. Потрем лицо. Закроем водичку. Закрути кран. Не в ту сторону. В противоположную. А теперь поищем полотенце. Вытираем полотенцем ручки, глазки и личико. Умница! А какое лицо чистенькое, свеженькое!”
Также можно комментировать и прогулку.
«Пойдем, погуляем. Посмотри, какая погода! Тучки набежали. Дождик капает. Необходимо спрятаться. Прячься под капюшон. А мама откроет зонтик. А теперь погуляем. Дождик сделал лужи на тропинке. А вон там стоит высокое дерево. Что случилось с листиками? Почему они под деревом? Они упали, потому что осень. Она разукрасила листики в красный, желтый и коричневый цвета».
Описывайте ребенку все действия, начиная с умывания, и продолжайте озвучивать все ситуации на протяжении дня.
Следует знать, что изначально такие комментарии довольно сложно даются взрослым, но со временем они привыкают и меняют свой стиль общения с ребенком. Итог зависит от тренировки. При желании, а также упорности, родители легко научатся беседовать с малышом, учитывая этапы развития речи.
Не забывайте о балансе. Не стоит перегружать ребенка излишне информацией, говорите много, но не переусердствуйте. Озвучивайте действия без излишней эмоциональности, простыми предложениями.
Занятия для развития речи
Кроме того, что родители имеют желание помочь ребенку и активно к этому стремятся, они должны организовать систематические тренировки для того, чтобы ребенок как можно быстрее освоил речь и избавился от дефектов речи.
Для этого следует ознакомиться с дополнительной информацией и овладеть дополнительными знаниями.
Развитие речи условно разделяется на — понимание, то есть пассивное пользование и непосредственно активное использование, и развитие речи малыша. Добиться успеха на том или ином этапе помогут только постоянное внимание к проблеме и обеспечение всестороннего развития речи ребенка. Дополнительно следует постоянно контролировать развитие систем дыхания и слуха, а также умение подражать.