Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Рекомендации учителя-логопеда родителям по выполнению с детьми артикуляционной гимнастики

сб, 02/11/2024 - 11:51

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. На созревание речевой системы ребенка влияет речевое окружение, стиль общения взрослых, эмоциональный контакт со значимым взрослым. Речь дошкольника, увы, легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи ребенка, уделять внимание ее правильности, чистоте. Грамотное овладение богатством речи дает ребенку возможность шире познавать действительность, содержательно и полноценно взаимодействовать с детьми и взрослыми, и, следовательно, активнее происходит психическое развитие.

Любое нарушение речи негативно отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети, говорящие плохо, невнятно, осознавая свой недостаток, могут стать замкнутыми, стеснительными. Письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи ребенка могут привести к сложностям в овладении чтением и письмом (дислексии и дисграфии). Поэтому родители, у детей которых выявлены речевые нарушения, должны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания.

Однако, коррекционная работа логопеда не исключает необходимости участия в процессе коррекции и родителей. Необходимо помогать детям развивать навыки правильного звукопроизношения дома. И тут на помощь нам приходит артикуляционная гимнастика. Человек произносит различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, неба). Именно артикуляционная гимнастика помогает выработать правильные и полноценные движения артикуляционных органов. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. Обязательно используйте зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению нужных звуков. Логопед показывает родителям, как надо выполнять упражнения любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.

 При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

∙ Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. Надо выбрать комплекс упражнений, рекомендованный логопедом, способствующий усвоению тех звуков, которые неправильно произносит ребенок;

∙ Ребенок должен принять естественную, ненапряженную позу (ребенок сидит спокойно, плечи и пальцы рук расслаблены и не двигаются);

∙ Заниматься нужно без принуждения. Занятия дадут лучший результат, если они проводятся форме игры и интересны для ребенка;

∙ На одном занятии не стоит давать больше 2-3 упражнений. К последнему упражнению надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;

∙ Для некоторых упражнений необходим счет, который ведет взрослый. Это нужно для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка;

∙ У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В этом случае родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается. Надо приободрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу;

∙ Выполнять все упражнения надо поэтапно. Инструкцию необходимо давать последовательно, например: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д-д». Также поэтапно следует проверять выполнение ребенком упражнения. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;

 ∙ Если у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда автоматизировать (вводить в речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи);

∙ Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родителям следует согласовывать с логопедом, обращаться к нему во всех возникших затруднениях.