«Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить».
Тема «Чтобы чётко говорить,
надо с пальцами дружить».
Уровень речевого развития находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.
Если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко – организуйте пальчиковые игры:
«Играем на фортепиано»
«Бегают человечки»
«Дождик идёт»
«Пальчики танцуют»
«Пальчики здороваются»
Предложите ребёнку показать пальцами и кистями рук «гнёздышко», «лодочку», «крышу», «очки», «флажок», «козу», «солнечные лучи», «ножницы», «мостик».
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребёнок, всё равно получиться узор, напоминающий снежинку или звёздочку.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, разбор круп, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребёнка пластиковые предметы.
Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображённых предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Если ребёнок не испытывает интереса, занятие лучше отложить. Не перегружайте ребёнка, не стремитесь дать ему всё сразу. Много – не значит хорошо. Не делайте ничего через силу. Занятия должны приносить радость!