Хвалить сложнее, чем ругать.
Говорят, что правильное воспитание – это сочетание кнута и пряника. Вот только с пряником для ребенка у нас не всегда получается. Речь не идет о развлечениях и тем более о сладостях. Самый главный «пряник» для любого карапуза – это одобрение и похвала родителя. А хвалить-то мы зачастую и не умеем…
Для начала давайте разберемся в том, что такое «одобрение» и что такое «похвала». Одобрение – это признание действия или поступка хорошим, правильным. Похвала – это объявление этого одобрения, положительный отзыв. Мы говорим «одобряю» чаще как выражение согласия с чьим-то мнением, решением, а «хвалю» - за уже выполненное действие, достигнутый результат.
Для чего детей наказывают – ясно: чтобы впредь не совершали того, чего не одобряют родители. А похвала ребенку нужна для того, чтобы он лучше запоминал, что стоит делать и как стоит делать. Таким образом, похвала и наказание – это как две лакмусовые бумажки: одна акцентирует внимание малыша на хорошем, а вторая – на плохом поведении.
Человек устроен таким образом, что лучше всего помнит те эпизоды, которые сопровождались яркими эмоциональными переживаниями. Если карапуза все время только наказывать, т.е. отмечать лишь плохое, в его памяти накапливаются образцы плохого поведения, и в какой-то момент их становится так много, что хорошие свои поступки он даже при большом желании вспомнить не может. В итоге ребенок перестает пытаться «выудить» их из памяти – проще вести себя плохо. Значит ли это, что если малыша никогда не ругать и не наказывать, а только хвалить, то он со временем просто «забудет», как вести себя плохо? Да, значит. Но парадокс в том, что этот кроха все равно будет периодически поступать плохо (как и все дети), но при этом он не будет знать, что сделал нечто неодобряемое или непозволительное. В общем, обе наши лакмусовые бумажки важны для правильного воспитания ребенка. Итак, зачем же хвалить чадо?
· Для того, чтобы придать малышу уверенности в себе, если таковой не хватает («Отлично! Раз это получилось у тебя сегодня, значит, и завтра непременно получится.»)
· Укрепить его желание двигаться вперед, чего-то добиваться. («ты очень красиво рисуешь! Не удивлюсь, если ты станешь настоящим художником!»)
· Подбодрить кроху. Часто это означает компенсировать нанесенный ему кем-то психологический ущерб. Ребенку нужен большой запас оптимизма на всю дальнейшую жизнь. («Нет, ты совсем не глупый, как сказала няня. Просто она говорила тогда на непонятном для тебя языке. А вот я объяснила, и ты сообразил очень быстро. Молодец!»).
· Утешить и поддержать в трудную минуту, когда силы на исходе («сыночек, смотри, сколько ты сегодня прошел сам! Очень много! Конечно, твои ножки устали, но осталось совсем чуть-чуть – а дома ты сможешь отдохнуть»).
Самое важное – понимать, что похвала – это не те ласковые слова, которыми мы благодарим ребенка просто за то, что он есть. Похвала – это награда за то, что он СДЕЛАЛ, чего добился сам, что стоило ему усилий.
Как хвалить?
Основные формы выражения похвалы:
· Комплимент – это проявление одобрения, восхищения внешним видом ребенка, его манерами, удачно сказанным словом. Комплименты просто подчеркивают нечто яркое и приятное из того, что есть прямо сейчас. К тому же, делая комплименты, мы учим ребенка быть вежливым и внимательным по отношению к окружающим.
· Оценка как похвала – это выражение степени успешности ребенка. Оценки нужны, но это самый «скользкий» вариант похвалы.
· Физическое выражение похвалы – поцелуй, ласковое прикосновение, объятие. Такое невербальное одобрение нередко имеет более действенный характер: ребенок понимает, что взрослому нравится то, что он делает. Получив такую похвалу, карапуз может сразу откликнуться: мама погладила, и он в ответ прижался к её руке.
· Одобрение – позволяет отметить поступок малыша или его достижение. Такая похвала позволяет понять ребенку, в чем именно он достиг успеха.
Некоторые родители считают: хорошие поступки, успехи и достижения ребенка – это само собой разумеющееся, поэтому нет смысла их как-то отмечать. Другие полагают, что хвалить детей вообще вредно. На самом деле полное отсутствие или дефицит похвалы для малышей не менее опасны, чем излишек.